Главная > Back-Office > Суда ледокольного флота

Статья является собственностью ООО "Центр Экономики Проектов" и охраняется законом об авторских правах.
Использование текста статьи, а также отдельных его фрагментов возможно только при наличии активной ссылки http://cepgroup.ru/backoffice/300-icebreaker и имени автора.

Суда ледокольного флота

КЛАССИФИКАЦИЯ
 
Ледокол представляет собой самоходное специализированное судно, предназначенное для различных видов ледокольных операций с целью поддержания навигации в замерзающих бассейнах. К ледокольным операциям относятся: проводка судов во льдах, преодоление ледовых перемычек, прокладка каналов, буксировка, околка, выполнение спасательных работ.
 
История ледоколостроения насчитывает около 100 лет. Общее количество ледоколов, введенных в строй за этот период, превышает 130. Строительство ледоколов активно ведется Финляндией, Канадой, США, Швецией, Данией, Россией и рядом других стран. Наибольшим ледокольным флотом обладают Россия, США, Канада, Финляндия, Швеция.
 
Конструктивно ледоколы отличаются от других судов формой корпуса, его большой прочностью, особенно в оконечностях, мощной и высокоманевренной энергетической установкой и более прочным винто-рулевым комплексом. Форма корпуса ледокола характеризуется малой длиной при большой ширине.
 
Гребная установка ледокола должна отвечать жестким требованиям, которые обусловлены перепадом нагрузок на двигатели в периоды работы в ледовых условиях или при работе передним ходом на свободной воде. В связи с этим на ледоколах устанавливают двигатели повышенной надежности, которые в отличие от двигателей обычных судов способны быстро набирать полные обороты и развивать полную мощность во всем диапазоне скоростей вращения.
 
Также особенностью ледоколов является наличие специальных систем для предотвращения заклинивания судна во льдах (креновая, дифферентная, и в ряде случаев - пневматическая омывающая система).
 
1.1.1. Классификация ледоколов
 
Ледоколы можно классифицировать по следующим признакам:
 
• по назначению;
• по району плавания;
• по мощности энергетической установки;
• по типу энергетической установки;
• по способу преодоления ледяных препятствий;
• по отдельным конструктивным признакам.
 
По назначению
 
Наиболее часто ледоколы классифицируют по назначению, от которого в первую очередь зависит мощность и другие основные его элементы. Таким образом, различают:
 
• ледоколы-лидеры, которые возглавляют проводку судов, следуя впереди каравана и прокладывая канал во льдах;
• линейные ледоколы, которые выполняют работу по проводке, околке и буксировке судов;
• вспомогательные ледоколы, используемые для кантовки судов, их околки и буксировки.
 
По району плавания
 
В соответствии с классификацией Российского Регистра судоходства ледоколы имеют следующие ориентировочные эксплуатационные характеристики:
 
• ЛЛ6 — выполнение ледокольных операций в портовых и при портовых акваториях, а также в замерзающих неарктических морях при толщине льда до 1,5 м. Способен продвигаться непрерывным ходом в сплошном ледовом поле толщиной до 1,0 м;
• ЛЛ7 — выполнение ледокольных операций: на прибрежных трассах арктических морей в зимне-весеннюю навигацию при толщине льда до 2,0 м и в летне-осеннюю навигацию при толщине льда до 2,5 м; в неарктических замерзающих морях и в устьевых участках рек, впадающих в арктические моря, — при толщине льда до 2,0 м. Способен продвигаться непрерывным ходом в сплошном ледовом поле толщиной до 1,5 м. Суммарная мощность на гребных валах не менее 11 МВт;
• ЛЛ8 — выполнение ледокольных операций: на прибрежных трассах арктических морей в зимне-весеннюю навигацию при толщине льда до 3,0 м и в летне-осеннюю навигацию — без ограничений. Способен продвигаться непрерывным ходом в сплошном ледовом поле толщиной до 2,0 м. Суммарная мощность на гребных валах не менее 22 МВт;
• ЛЛ9 — выполнение ледокольных операций: в арктических морях в зимне-весеннюю навигацию при толщине льда до 4,0 м и в летне-осеннюю навигацию — без ограничений. Способен продвигаться непрерывным ходом в сплошном ледовом поле толщиной до 2,5 м. Суммарная мощность на гребных валах не менее 48 МВт.
 
По мощности энергетической установки
 
В специализированной литературе представлено следующее условное деление ледоколов по мощности СЭУ:
 
• мощные ледоколы, имеющие мощность главных двигателей свыше 25000 л. с, которые обычно используются в качестве лидеров или линейных ледоколов при проводке судов в арктических и замерзающих неарктических морях;
• средние ледоколы, имеющие мощность двигателей 12000 - 25000 л. с. Они обычно используются в качестве линейных ледоколов для работы по проводке судов в арктических и замерзающих неарктических морях;
• малые (вспомогательные) ледоколы, имеющие мощность двигателей 6000 -12000 л. с.
 
По типу энергетической установки
 
На современных ледоколах как правило используются судовые энергетические установки двух типов:
 
• дизель-электрические (наиболее распространенные);
• атомные паротурбинные с электрической передачей.
 
По способу преодоления ледяных препятствий
 
По способу преодоления ледяных препятствий ледоколы делятся на две группы: разрезающие лед острым и подкреплённым форштевнем с последующей раздвижкой образовавшейся полыньи и продавливающие лед весом судна с расколом льда.
 
По отдельным конструктивным признакам
 
Ледокол может разное количество гребных винтов (до четырех). У четырехвинтового судна два винта расположены в кормовой части и два - в носовой. Такая конструкция повышает маневренность ледокола и снижает вероятность застревания во льдах.
 
Для борьбы с застреванием на ледоколах используются:
 
• креновая и дифферентная системы;
• пневматическая омывающая система (на современных судах).
 
Пневматическая омывающая система была разработана фирмой "Вяртсиля" как альтернатива раскачиванию - методу борьбы с заклиниванием судна. Сжатый воздух выходит через сопла, расположенные вдоль корпуса. Создаваемый при этом интенсивный поток смеси воды и воздуха образует слой, снижающий трение корпуса о лед.
 
В профессиональной литературе встречается также классификация по типу конструкции: ледоколы «русского», «американского», «финского» типов.
 
СТОИМОСТЬ СУДОВ ЛЕДОКОЛЬНОГО ФЛОТА
 
Стоимость на суда ледокольного флота зависит от значительного числа факторов.
 
Оценить возможный масштаб цен и зависимость стоимости от особенностей представленных к продаже судов можно на основании данных, представленных в таблице 1.
 
Таблица 1

 ПРЕДЛОЖЕНИЯ НА ПРОДАЖУ ЛЕДОКОЛОВ
 
п/п 
Показатель
Ед.
изм. 
Буксир-
ледокол
Ледокол
Рейдовый
ледокол-
буксир-
толкач 
Ледокол/
экспеди-
ционное
судно 
Ледокол-
буксир 
Ледокол-
экспеди-
ционное
судно 
Ледокол-
экспеди-
ционное
судно 
Ледокол-
буксир 
Ледокол-
буксир 
Ледокол
1Год
постройки
-1983195719801976198919891967195919561959
2Место
постройки
-
Финляндия
Wartsila
Helsinki 
ГерманияСССРНорвегияПольшаПольшаСССРШвецияШвецияКанада
3Регистр-ОАЭФинляндияРоссияИспанияГерманияГонконгГерманияФинляндияШвецияКанада
4Длина
наибольшая
м71,632,09305053,1691,256725,312472,54
5Ширина
наибольшая
м188,68,71212,1471,61187,687,514,63
6Скоростьузл.14-10-----1115
7Осадкам6,73,81,98545,884,23,654,98
8GRTр.т.31123,8187-11784575-135117-
9NRTр.т.934202---1417-4135-
10DWTт417---392804----
11Тяговое
усилие
т38-42,1 кН-2514,3-13,513-
12Число
главных
двигателей
-3121223224
13Общая
мощность
главных
двигателей
л.с.700014505982200300017415200110012005332
14Последнее
доковое
освидетель-
ствование
- июл.06---2005-2005авг.082004
15Очередное
доковое освидетель-
ствование
-сен.08---------
16Цена-5000000 USD290000 EUR11000000 руб.2800000 EUR1200000 EUR7500000 USD995000 EUR350000 EUR250000 EUR1955000 CAD


Автор: Отдел оценки ООО "Центр Экономики Проектов" ©
март 2012 года
 
Использование текста статьи, а также отдельных его фрагментов возможно только при наличии активной ссылки http://cepgroup.ru/backoffice/300-icebreaker и имени автора.